Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МОИСЕЙ
46, С. 321-323 опубликовано: 11 ноября 2021г.


МОИСЕЙ

Сщмч. Моисей (Мэчиник). Икона. XXI в.
Сщмч. Моисей (Мэчиник). Икона. XXI в.

Сщмч. Моисей (Мэчиник). Икона. XXI в.
(Мэчиник) [румын. Moise] (с. Сибьел близ Сибиу - тюрьма-цитадель Куфштайн в горах Тироля, после 1752 г.), сщмч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом Сараем, Софронием из Чоары и Иоанном из Галеша, мч. Опрей Миклэушем) Румынской Православной Церкви, священник, пострадавший за защиту Православия и прав правосл. населения Трансильвании. Некоторые данные о жизни М. сохранились в показаниях (записаны на немецком и латинском языках), которые он дал на следствии и на суде в Вене 14-15 апр. 1752 г. (Lupaş. Doi percursori. 1944. P. 459-464; Despre Biserica românilor din Transilvania. 2009. P. 261-263). Также сохранились документы, связанные с ходатайствами правосл. румын о праве исповедовать свою веру, в к-рых упоминается М. Ок. 1762 г. в мон-ре Прислоп была составлена верифицированная хроника «Плач святого Силвашского монастыря из епархии Хацег, из Прислопа» (Plângerea sfintei mănăstiri a Silvaşului din eparhia Haţegului, din Prislop), в к-рой были отражены события, связанные с сопротивлением правосл. румын Трансильвании церковному объединению с Римом, рассказано о посольствах в Вену, заточении послов, в т. ч. М., и о др. (Cronici şi povestiri româneşti versificate. 1967. P. 83).

Румын. вариант фамилии М.- Măcinic - не является его прозвищем, данным М. за его страдания за веру, как это ошибочно трактуют нек-рые исследователи. Несмотря на то что этимологически măcinic может означать и mucenic, martir (мученик), это фамилия святого, что доказывают многочисленные прижизненные ее упоминания в различных документах, касающихся М.: напр., в показаниях, записанных на лат. языке 14 апр. 1752 г. в Вене, он упомянут как Moißi Motsinik; в нем. варианте тех же показаний - как popa (священник) Matsinik Moissi; в хронике «Плач святого Силвашского монастыря...» - как preotul (священник) Măcinic; в документе 1756 г. на венгерском языке - как Matsinik Mojszi и др. Фамилия Măcinic встречается в Трансильвании (но не в Молдавии и в Валахии) и этимологически обозначает человека, пришедшего на мельницу делать муку.

Скорее всего М. имел крестьянское происхождение. Ок. 1745 г. православное население Сибьела направило молодого односельчанина в Бухарест для принятия священного сана, и М. был рукоположен митр. Унгро-Влахийским Неофитом (Кретаном). Зимой 1745/46 г. русинский униатский еп. Михаил Мануил Ольшавский из Мукачева с мандатом от венского правительства и от архиепископа Стригонского совершил путешествие в Трансильванию. Решение об этой поездке было принято в Вене министерской конференцией 18 мая 1745 г., декрет подписан имп. Марией Терезией 20 окт. 1745 г. (опубл.: Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 46-47). В задачи Ольшавского как лица, нейтрального в отношении церковной иерархии румын, входило составление реалистичного отчета о кризисе, возникшем в Фэгэрашской (Трансильванской) епархии после ссылки еп. Фэгэрашского Румынской греко-католической Церкви Мику-Кляйна в Рим. От Ольшавского также ждали, что он будет влиять на румынских представителей Церкви, поскольку светские власти утратили контроль за ситуацией в регионе. В фонде Розенфельда б-ки Брукенталя в Сибиу хранятся описания 2 отчетов Ольшавского о поездке (от 26 февр. и 20 марта 1746), в которых указаны имена 55 православных священников, находящихся под влиянием «impostoris Pseudo-Monachi» (самозванца псевдомонаха), которых он встретил в Сибиу, Фэгэраше и Алба-Юлии, и среди них - «popa Mecinic din Sibiel» (Nilles. 1885. P. 571-573; Bogdan-Duică. 1896. P. 21-24). Там же хранятся 2 рескрипта имп. Марии Терезии от 15 апр. 1746 г., в которых она подтверждала, что ознакомилась с отчетами Ольшавского и намерена выработать инструкции для принятия мер «по восстановлению мира» в Трансильвании (опубл.: Dragomir. 1920. P. 49-52).

Ольшавский пришел к выводу, что М. относится к числу лиц, особенно активно сопротивлявшихся унии. Священник был арестован и провел в тюрьме в Сибиу 17 месяцев. Затем его освободили с условием, что он не будет совершать богослужения и станет зарабатывать себе на жизнь крестьянским трудом до тех пор, «пока не придет... в село какой-нибудь епископ и не даст... указания, что делать дальше» (Păcurariu. 2013. P. 266). М. выполнял эти условия, пока в Сибьел не приехал униатский епископ из Блажа Петру Павел Арон, к-рый предложил ему поддержать унию - «принять священническую присягу». М. отказался. Узнав, что его вновь намерены арестовать, он бежал в Банат, в Бечкерек, где встретил единомышленника, пастуха мч. Опрю Миклэуша из с. Сэлиште близ Сибиу. Нек-рое время он жил там «и кормился ручным трудом». В нач. 1749 г. М. вместе с неск. священниками («Ioan Oance, popa Bucur, popa Ion, popa Vasiu, popa Macinic, popa Ion») подписал меморандум, адресованный архиерею Сербской Православной Церкви митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу), в к-ром описывалось положение правосл. населения Трансильвании (опубл.: Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 86-88). Православные румыны просили юрисдикционного окормления Карловацкой митрополии над ними: несмотря на пытки и уловки правительства, они принципиально не хотели признавать унию. В др. меморандуме 1749 г. к Карловацкому митрополиту, подписанном 3 лицами, в их числе мч. Опрей Миклэушем, говорится о том, что правосл. румыны также представили 3 меморандума в Вену - имп. Марии Терезии, фельдмаршалу Й. Л. Д. фон Кёнигсегг-Ротенфельсу и русскому посланнику М. П. Бестужеву-Рюмину (опубл.: Ibid. P. 89).

В 1752 г., за 2 недели до Пасхи, в Бечкерек пришли свящ. Иоанн из Пояны (ныне Пояна-Сибиулуй), сщмч. Иоанн из Галеша и др. правосл. верующие с очередным меморандумом имп. Марии Терезии, составленным представителями правосл. населения Фэгэраша, Сибиу, Себеша и Орэштие. Они попросили мч. Опрю и М. передать документ в Вену. В Тимишоаре текст был переведен на нем. язык. В отличие от мч. Опри, посещавшего Вену с аналогичной миссией в 3-й раз, М. был в столице впервые. Посланцы были приняты при дворе императрицей и канцлером В. А. Кауницем. Затем их арестовали, были проведены следственные мероприятия и состоялся суд (14-15 апр.), после к-рого их отправили в тюрьму Куфштайн в горах Тироля.

Об освобождении святых неоднократно ходатайствовали. В 1755 г. (документ опубл.: Ibid. P. 153) и 4 дек. 1756 г. (документ опубл.: Ibid. P. 161-162) представители правосл. населения Юж. Трансильвании отправили 2 письма митр. Павлу (Ненадовичу), в которых описывали трудности, с которыми они сталкиваются, отстаивая свое право на исповедание Православия (священники-униаты и представители местных властей мучают их, арестовывают, опустошают дома и земли, верующие скрываются в лесах); они также просили обратиться с ходатайством к властям об освобождении святых Опри и М. 14 февр. 1761 г. в Алба-Юлии сщмч. иером. Софроний из Чоары провел собрание, на к-ром было решено вновь обратиться с просьбой об освобождении святых Опри, М. и свящ. Иоанна из Саду. 3 марта был составлен соответствующий документ, речь шла об освобождении не только 2 узников Куфштайна, но и православных священников из других тюрем: «...nominanter Opre Miklos ex Szelistye, popa Matsinik ex Sibiel, popa Janos ex Gales, popa Iuon ex Szad et popa Iuon ex Etselo» (опубл.: Ibid. P. 222-223). 7 апр. 1761 г. новый меморандум вручили только что прибывшему к месту службы ген. Н. А. фон Букову, который был назначен имп. Марией Терезией военным комендантом и губернатором Трансильвании и активно насаждал унию. 24 июля 1784 г. супруга мч. Опри Стана ходатайствовала перед имп. Иосифом II об освобождении мужа, однако администрация тюрьмы ответила на запрос правительства, что о нем ничего не известно (опубл.: Dragomir. 1930. Vol. 2. P. 308). На основании этих сведений исследователями были высказаны соображения, что оба арестанта, очевидно, погибли в Куфштайне до 1784 г. 21 июня 1992 г. на Соборе Румынской Православной Церкви они были причислены к лику святых с общим днем почитания (21 окт.) православных священников и мирян из Трансильвании, пострадавших за веру.

Ист.: Nilles N. Symbolae ad illustrandum historiam Ecclesiae Orientalis in terris Coronae S. Stephani. Oeniponte, 1885. Vol. 2. P. 571-573; Bogdan-Duică G. Călugerul Visarion Sarai (1744): Studiu istoric din istoria Transilvaniei. Caransebeş, 1896; Dragomir S. Istoria, desrobirei religioase a românilor din Ardeal în secolul XVIII. Sibiu, 1920. Vol. 1; 1930. Vol. 2; Cronici şi povestiri româneşti versificate: Sec. XVII-XVIII / Ed. D. Simonescu. Bucur., 1967. P. 69-90; Săsăujan M. Habsburgii şi Biserica Ortodoxă din imperiul Austriac, 1740-1761: Documente. Cluj-Napoca, 2003; Despre Biserica românilor din Transilvania: Documente externe, 1744-1754 / Ed. L. Stanciu, K. Hitchins, D. Dumitran. Cluj-Napoca, 2009. P. 261-263.
Лит.: Iorga N. Istoria românilor din Ardeal şi Ungaria. Bucur., 1915. Vol. 1: Până la mişcarea lui Horea, 1784. P. 398-435; idem. Istoria literaturii româneşti. Bucur., 19332. Vol. 3. Pt. 1. P. 163-166; Lupaş I. Contribuţii documentare la istoria satelor transilvănene. Sibiu, 1944; idem. Doi percursori ai lui Horia în audienţă la Curtea împărătească din Viena. Bucur., 1944. P. 459-464. (Analele Academiei Române. Sect. Istorice. Ser. 3; Vol. 24. N 14); idem. Studii istorice. Sibiu-Cluj, 1945/1946. Vol. 5. P. 97-128; Popovici D. La littérature roumaine à l'epoque des lumiéres. Sibiu, 1945. P. 137-139; Suttner E. Ch. Die Toleranzgesetzgebung Joseph II und die Orthodoxie im Habsbugerreich // Im Zeichen der Toleranz: Aufsätze zur Toleranzgesetzgebung des 18. Jr. in den Reichen Joseph II., ihren Voraussetzungen und ihren Folgen / Ed. P. F. Barton. W., 1981. Bd. 8. S. 90-100; idem. Visarion Sarai im Kontext der Theologiegeschichte // Annales Universitatis Apulensis. Ser. Historica. Vol. 11. N 2. 2007. Р. 161-179; Hitchins K. Religia şi conştiinţa naţională românească în Transilvania în secolul XVIII // Idem. Conştiinţă naţională şi acţiune politică la românii din Transilvania. Cluj-Napoca, 1987. Vol. 1: 1700-1868. P. 30-61; idem. Tradiţie religioasă şi conştiinţă naţională la românii din Transilvania, 1730-1780 // Idem. Mit şi realitate în istoriografia românească. Bucur., 1997. P. 11-32; idem. The Court of Vienna and Confessional Problems in Transylvania, 1744-1759 // Annales Universitatis Apulensis. Ser. Historica. 2007. Vol. 11. N 2. P. 252-268; Păcurariu M. Preotul mărturisitor Moise Măcinic din Sibiel // Idem. Sfinţi români şi apărători ai legii strămoşeşti. Bucur., 1987. P. 447-450; idem. Mucenici ai ortodoxiei românaşti: Preotul mărturisitor Moise Măcinic din Sibiel // Idem. Sfinţi daco-romani şi români. Bucur., 2013. P. 265-268, 364; Săsăujan M. Politica bisericească a Curţii din Viena în Transilvania, 1740-1761. Cluj-Napoca, 2002.
М. Антон
Ключевые слова:
Святые Румынской Православной Церкви Моисей (Мэчиник), священник, священномученик (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом Сараем, Софронием из Чоары и Иоанном из Галеша, мч. Опрей Миклэушем) Румынской Православной Церкви
См.также:
АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)
АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)
БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН см. Константин (Брынковяну), св.
ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)